Тоже хорошо ложится в тему предыдущих записей.
с жж Мечтатель. коммуникации.что важно.Скрытые знания: о потерянных репликах.
Продолжая тему скрытых знаний и того, как они связаны с коммуникативными целями, мы рассмотрим ещё один пример. Жил был некий Икс, и дома у этого Икса нередко произносилось следующее:
- Я в магазин иду. Тебе что-нибудь взять?
После чего слышавшие это делали заказы, если им что-то из магазина было надо. Сочетание фраз было стандартным. Через некоторое время все его настолько выучили, что сократили до простого Я в магазин иду. И отныне заказы делались сразу после вот этой фразы.
Почему это произошло?
читать дальшеЯвление это совершенно не связано с языком как таковым, а основано на эффекте, хорошо известном из… дрессировки. Слыша длинную последовательность сигналов, которая постоянно одинаковая и постоянно завершается определенным образом, существо выучивается реагировать на опознанное им начало всей последовательности так, словно последовательность сигналов дана полностью. Если в качестве приказа свистеть, но перед этим всегда делать некий стандартный жест рукой, то сообразительная зверюшка вскоре начнёт реагировать на жест как если бы он был свистком!
«Я в магазин иду» для домашних Икса само по себе эквивалентно Я в магазин иду. Тебе что-нибудь взять?. Говорить всю последовательность им отныне уже не нужно, так зачем тратить силы - и так уже понятно, о чём речь! Реагируют они в ответ так, как будто им уже задали вопрос о желаемых покупках. Это, вообще говоря, очередная версия эллипсиса - в целях экономии сил и времени говорящий убирает из текста «очевидное», рассчитывая, что его и так поймут. И в данной семье это работает.
Далее возьмём семью Игрека, где последовательность была вот какой:
- Я в магазин иду. Дай мне денег из «хозяйственных».
После чего тот член семьи, кто заведовал «хозяйственным» бюджетом на месяц, выдавал уходящему деньги из специального конвертика. Через некоторое время стандартная последовательность ужалась до минимальной: если кто-то (кроме непосредственно контролирующего конверт) отправлялся в магазин, то он просто говорил «Я в магазин иду» - и ему выдавали некую сумму (или отказывались дать денег). То есть реакция на сообщение шла как на просьбу, а точнее – шла она на ожидаемую просьбу, которая по идее должна следовать за сообщением. И в данной семье это работало.
А теперь возьмём Икса и Игрека, образуем из них пару и поселим вместе. Вот в один прекрасный день Икс собирается в магазин и произносит простое, казалось бы, сообщение:
- Я в магазин иду
После чего Игрек лезет в кошелёк и спрашивает: - Тебе сколько денег надо?
Недоумение на лице Икса, затем Игрека. Занавес.
Что произошло? Если спросить постфактум о случившемся у Икса (лучше не сразу, а с заметным запаздыванием), то велика вероятность, что он ответит:
- Я шёл в магазин и спросил, нужно ли Игреку что-нибудь оттуда (т.е. произошедший коммуникативный акт дополняется и трактуется как вопрос)
А если спросить Игрека, то его ответ - с большими шансами - будет похож на:
- Он шёл в магазин и попросил ему выдать денег. (То есть он дополнил сказанное и трактовал услышанное как просьбу)
И только если Икс или Игрек достаточно внимательны к тому, что фактически говорится ( или если кто-то сделал диктофонную запись) - только тогда обнаруживается, что вслух прозвучало лишь простое сообщение: «Я в магазин иду». Сообщение. Не просьба и не вопрос.
Такие «потерянные» реплики в нашей речи встречаются в чудовищных количествах. У всех есть привычки, жизнь полна рутинных действий со стандартными последовательностями, всем лень говорить и слушать лишний раз то, что «и так понятно».
И работает это до очередного столкновения с человеком, у которого скрытые знания другие. При этом произойдёт сбой стандартной последовательности привычных сигналов - и, в сущности, необходимость начинать собственно процесс коммуникации.
Уточнять.
Спрашивать.
Внимательно слушать, что именно говорят - а что НЕ говорят.
Икс и Игрек смогут договориться, как только сообразят, что сказано только сообщение, а ожидаемый вопрос и ожидаемая просьба прозвучали только у них в головах. Скрытые знания не помогали им, а мешали распознать коммуникативную цель собеседника! Теперь для эффективного взаимодействия им понадобится свои скрытые знания подкорректировать: обнаружить, что за стандартным сообщением не всегда следует когда-то выученный другой сигнал. За ним может следовать что-то другое!
После этого всё становится значительно проще. Сообщение оказывается сообщением, а обо всём, что может быть в диалоге кроме него, можно специально договориться. Причём договориться по-разному, как будет удобнее Иксу с Игреком.